Главная > Красивое тело > XVIII век: символы и реалии женской красоты

XVIII век: символы и реалии женской красоты


2-02-2013. Разместил: golden_fleece
Традиционное сословное общество сменялось буржуазно-демократическим строем с иными «правилами игры», с чуждыми для аристократов королевской крови принципами погони за деньгами, а не за славой и титулом.

XVIII век: символы и реалии женской красотыОбщество рушится, основы – традиции, вера, консерватизм – ускользают из-под ног… Что делает изнеженный, ленивый и богатый дворянин в такой ситуации? Стремится понять и приспособиться к новым веяниям? Да ничуть, он хочет закрепить тот мир, который знаком, утвердить себя и свои принципы, а если не получается распространить свое влияние на все население, то хотя бы чувствовать, что все стабильно в замкнутом кругу высшего света. С XVIII века мы видим нарастающее противостояние в понимании красоты, различении пороков и достоинств между земельной аристократией и буржуазным слоем.

И как лебединая песня бывших «хозяев жизни» эпоха блеска, беспечности, вычурных нарядов, изломанных линий в будуарах красавиц – таков XVIII век для них. В Англии, Нидерландах уже произошли революции, и власть абсолютных монархов ушла в прошлое. Аристократы Франции, Испании, Италии в это время переживали состояние эйфории – революции их не коснулись. Нарастающее беспокойство топили в роскоши, излишествах, флирте… Вычурный, неестественный, порочный – таков характер эпохи барокко, таков и дословный перевод слова с испанского – «жемчужина с пороком».XVIII век: символы и реалии женской красоты


Отлично высказал это настроение верхушки общества Людовик XV: «После нас хоть потоп!». А при нас? – охота, балы, секс и флирт, некромания, избыток изысканных вин и кушаний – излишества во всем. Пороки человеческие возводятся в достоинство, в «мастерство жизни». Красивая женщина – напудрена и накрашена так, что даже муж мог не узнать супругу в молоденькой девушке с узкой талией, затянутой в корсет в сильно декольтированном платье с широкими юбками на кринолине. Пышная грудь прикрыта тонким батистовым платочком или полупрозрачными лентами. Обнажить ту или иную часть тела светской красавице не составляло труда…

Королю приятны молодые девушки, смешливые хохотушки, грациозно играющие в серсо или в жмурки на лужайке. Идеалы женской красоты диктуют фаворитки короля Людовика XV, Франция становится законодательницей в вопросах красоты. Каблучки – маркиза Помпадур была мелковата ростом. Мушки – закрыть оспины на лице и на теле. Искусственные цветы в волосах, в корсетах, на лифах – на обновление живых не всегда хватало денег.


XVIII век: символы и реалии женской красотыСтиль молодости, блеска, куража и бесшабашности. Дамы увлечены украшательством себя – появляются фантастические прически и парики. Мужской парик в отличие от женского был прежде всего показателем статуса, это была дорогая вещь и символизировала достаток и благородство. А вот женщины с помощью личных куафюров колдовали над прической по несколько часов, сложное сооружение на голове скреплялось воском, посыпалось обильно пудрой для уничтожения запаха конского волоса. Дамы спали сидя, если прическа «удалась». Появились кареты с открытым верхом – высота париков была весьма значительной. Вши, блохи сопровождали аристократок, блохоловка – изящная емкость с узким горлышком и сладкой водичкой – неизменная спутница модниц на балах.

Красота женщины эпохи барокко и рококо весьма условна, и носит больше декоративный, развлекательный характер. Красота и добродетель в этом период разошлись далеко друг от друга. Красивая светская дама по определению порочна (как же отказать королю в его маленьких прихотях?), добродетельная мещанка по определению некрасива (не украшена).
Вернуться назад