Главная > Красивое тело > Божественная красота - женщины эпохи Возрождения

Божественная красота - женщины эпохи Возрождения


16-12-2012. Разместил: golden_fleece
Влияние римско-католической церкви в XVI веке резко упало, это было связано с естественным ходом развития общества: появление мануфактур и широких торговых связей, обмен товарами и идеями, географические открытия и несостоявшийся конец света в 1492г. Да и сами священники не вели себя по-христиански: мздоимство и чревоугодие, разврат и торговля индульгенциями, борьба за папскую тиару с помощью яда, кинжала, военных действий, обмана… Вместе с религиозной догматикой и страхом перед дьявольскими кознями, исчезает и негативное отношение к женской красоте. Аристократические дома итальянских государств в массовом порядке приглашают художников, скульпторов, музыкантов, поэтов, заказывают шедевры, щедро оплачивают работу.Рафаэль Мадонна делла Седия 1513-14гг.Рафаэль Мадонна делла Седия 1513-14гг.


Титаны Высокого Возрождения создавали свои произведения по заказам папского двора и городских магистратов – радостные мадонны и упитанные малыши стали украшать стены и алтари соборов.. И вот здесь есть глубокое противоречие, т.к. икона по определению не является предметом искусства, это предмет культа, религиозного поклонения. В паре икона-верующий главной является икона, лик Бога, святого, великомученика. Не человек смотрит на икону, а Божественный Промысел наблюдает из нее за молящимся.


«Иконами» Леонардо да Винчи, Рафаэля или Тициана можно любоваться бесконечно, они теряют религиозный смысл и окраску, это светские произведения о красоте земной жизни, о красоте земной женщины. Картины отражают лучезарный мир, который увидел художник, и размышления о бренности всего живого уходят из сознания, даже не зародившись. Парадоксально, не только светские аристократические дома заказывали и оплачивали эти произведения. Рафаэль и Микеланджело трудились по заказам церкви.


Другая любимая тема художников эпохи – античные мифологические герои. Вот Венеры Тициана и Боттичелли. Чем они похожи?
Божественная красота - женщины эпохи Возрождения

Божественная красота - женщины эпохи Возрождения





Это земные женщины – да, но в них нет плотского желания, на их лицах – свет невинности, свет Мадонны. Богиня любви, в Древней Греции олицетворявшая страсть, влекущее женское начало, под кистью художника становится объектом платонических чувств (восхищения), божественно прекрасной и оторванной от соблазнов моделью истинной красоты.
Венецианские художники рисуют греческих богинь лежащими, во сне или истоме, пассивно-праздными, флорентийская художественная школа изображает обнаженную натуру в вертикальном положении. Что здесь зашифровано: предназначение женщины?



Рафаэль Дама с единорогом 1505Рафаэль Дама с единорогом 1505
Третий любимый сюжет – женский портрет. На нас смотрят итальянские аристократки и демонстрируют моду на красоту. А красивым в XVIв. считалось следующее: «три вещи у женщины должны быть белыми (зубы, кожа, руки), три - черными (глаза, брови, ресницы), три - красными (губы, щеки, ногти), три - длинными (ногти, ресницы, волосы), три - широкими (ягодицы, грудь, лоб), три - узкими (талия, губы, запястья), три - полными (руки, ягодицы, икры), три - округлыми (грудь, горло, уши), три - узкими (пальцы, волосы, нос)». (Аббат де Брантом "Галантные дамы")






А еще – заветные портреты любимых женщин, которыми художники наслаждались не меньше, чем оригиналами. И приукрашивать свою ненаглядную художник не стремился: вот Рубенс на одном дыхании пишет портрет Елены Фоурмент: светотень выявляет неровности кожи и искривленные ступни, но как задорно она смотрит, как призывно торчат набухшие соски… А Рафаэль свою гулящую Форнарину нарисовал нерешительной и несмелой – девушка спрашивает – сколько еще ждать?Рубенс Портрет Елены Фоурмент 1630-е гг.Рубенс Портрет Елены Фоурмент 1630-е гг.



Для эпохи Возрождения характерно стремление к гармонии, мир земной и мир небесный сливаются в женщине, и через нее выражается божественная красота. Возвышенность духовного служения даме не отвергается, при этом она дополнена преклонением перед природной красотой женского тела.
Элементы этого деятельного вкуса и такта художников были переняты элитой и частично дошли до современной эпохи в ритуалах ухаживания и этикете городской культуры.
Вернуться назад