Популярные новости

Как вы считаете?

    Можно ли найти в интернете свою "половинку"


    голосовать итоги
Логин:
Пароль :

Забыли пароль? Регистрация

Спас

Серия: Народные праздники. Народные приметы
Сейчас многие из нас далеки от традиций своего народа и веры. Мы живем современной жизнью в ритме огромных мегаполисов и, особо, не задумываемся, почему наши предки так свято чтили свои традиции и обычаи. Многие из них тесно переплетаются с язычеством и христианством.



Медовый Спас

14 августа мы отмечаем Медовый Спас (другие его названия: Первый Спас, Мокрый Спас, Спасов день). День Маккавея – Маковый Спас.
Медовый Спас — народное название в России православного праздника в первый день Успенского поста, (1 августа по юлианскому календарю), в честь Происхождения (изнесения) древ Креста Господня.
Праздник был установлен в Константинополе в IX веке изначально как местный, а в XII—XIII веках он утвердился во всех Православных Церквах. На Руси появился с распространением Иерусалимского Устава в конце XIV века.
По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращения болезней. С этого дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы(28 августа), творя литии (усердные молитвы) по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения.

Успенский пост в 2010 году продлится с 14 августа по 27 августа. Он призывает верующих к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо пребывала в посте и молитве. Во время Успенского поста в понедельник, среду и пятницу соблюдается сухоядение, во вторник и четверг - горячая пища без масла, в субботу и воскресенье – пища, приготовленная с растительным маслом .

Медовый Спас – начало сбора меда . По народным традициям, только в Медовый Спас ели освященный в церкви мед. «Сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания», - так говорили о меде на Руси. Мед был не только главным лакомством крестьян. На нем готовили разнообразные напитки, пекли постные медовые пряники.

Маковый Спас, в соответствии с народными традициями и обычаями, отмечался в день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, которые погибли за христианскую веру. Маковей в русской народной традиции – праздник мака. Съедобный мак был одним из любимых продуктов на Руси. На Маковый Спас, по народным обычаям, готовили разнообразную постную выпечку с маком - маканцы, мачники. Народные традиции предписывали изготовление макового молочка, которое ели с блинами.

Медовый Спас по традиции называют также Спасом на воде, или Мокрым Спасом, в честь малого водосвятия. В Спас на воде освящались новые колодцы, совершались крестные ходы на родники. В этот день, согласно народным традициям, нужно было обязательно искупаться, чтобы смыть с себя грехи. После Спаса на воде, по народным обычаям, купаться было нельзя.
Первый Спас – первый сев, «паши под озимь, сей рожь». В Первый Спас на Руси начинаются проводы лета.


Яблочный спас

Второй Спас - Яблочный отмечается 19 августа. В этот день происходит освящение нового урожая яблок и других плодов. На яблочный Спас собирают спелые яблоки и лакомятся ими первый раз в году после освящения в церкви. По народным приметам, в этот день начинают улетать журавли.

Второе название спаса - Преображение Господне (явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе Фавор).
Какой второй Спас, такой и январь. В этот день провожают закат первого осеннего солнца в поле с песнями. Осенины. Второй Спас всему час - шубу припас. На второй Спас бери голицы (лыжи) про запас. Становится холодно к ночи. Если на яблочный Спас был сухой день - к сухой осени, мокрый - к сырой, а ясный - к суровой зиме. Каков день на яблочный Спас, таков и Покров (14 октября).
С Яблочного спаса в садах начинается горячая пора. Яблоки заготавливаются впрок по различным рецептам: их сушат, замачивают, консервируют. Люди верят и в то, что на Преображение они становятся волшебными. Откусив яблочка, можно загадать желание и оно обязательно сбудется.


Ореховый спас

Третий - Ореховый Спас - отмечается 29 августа. По преданию, тяжело больной правитель одного сирийского города написал письмо Иисусу Христу с просьбой об исцелении и послал своего придворного живописца нарисовать портрет Учителя. Но Христа постоянно окружала огромная толпа, и художник сумел лишь передать ему письмо. Тогда Спаситель попросил воду и чистое полотно и, умыв лицо, приложил к нему ткань. На холсте проступил его лик. Этот нерукотворный лик помог больному, а почти через тысячу лет, тоже 29 августа, христиане выкупили святыню у арабов и перенесли в Константинополь.

Издавна в России нерукотворный образ считали самым правильным изображением Христа и вышивали на знаменах русской армии. Особенно почитали Спас в Москве. В середине XVII века царь Алексей Михайлович специальным указом повелел переименовать Фроловскую башню Кремля в Спасскую, на воротах поставить образ Спасителя в золотой ризе («Спас на престоле») и приказал «впредь на вечные времена» ходить под этими воротами с непокрытой головой, то есть слезать с коня и снимать шапку. С тех давних пор и до наших дней главная башня Московского Кремля называется в честь Спасителя.

Именно 29 августа в народе было принято начинать сбор лесных орехов, а накануне печь хлеб, пироги и булки из муки нового урожая, чтобы с утра пораньше освятить свежую выпечку в церкви. Поэтому третий Спас называли Ореховым и Хлебным. А еще Холщовым, так как простые люди по-своему понимали праздник Спаса Нерукотворного: они считали этот день очень благоприятным для торговли полотнами и холстами. И верили, что 29 августа продажи тканей будут прибыльными, а покупки - удачными. Поэтому в Москве, Орехово-Зуеве и других городах и селах, где жили ткачи, на третий Спас устраивали текстильные ярмарки.

В этот день люди старались исполнять особые обряды и обычаи, имелись особые приметы и суеверия. Таковы были, например, хлебные приметы:
Хлеб нельзя на весу резать - нищету накличешь.
Откусил булку, не оставляй, доедай, иначе свое счастье оставишь.
Хлеб нельзя отламывать - дела не пойдут, все будет из рук валиться.

Или ореховые суеверия:
Если на третий Спас найдешь два сросшихся ореха, левой рукой положи в кошелек - весь год будут деньги водиться.
Первый найденный орех нужно попробовать. Пустой - не жди перемен. Гнилой - к беде. Горький - к измене. Сладкий - к счастливой любви. Спелый - к благополучию. Незрелый - к важным новостям.


Три Спаса это три праздника, обрамляющих Успенский пост. Три праздника: Всемилостивому Спасу (он называется в народе медовый Спас), Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (так называемый яблочный Спас), перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа – как бы связуют весь Успенский пост.

Мы сами решаем, стоит ли придерживаться этих традиций. Вера у каждого в душе. Иногда мы интуитивно просим помощи у Бога, даже не зная молитв.
Все народные традиции устанавливались не просто так, они складывались на протяжении веков из наблюдений и мудрости народа.

Обсуждение публикации

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Удобный поиск по фразам

брак и семья, брачные аферисты, вкусная и полезная еда, вредные продукты, выкройки для полных, гороскоп, женская логика и психология, здоровый образ жизни, идеал женской красоты, как делать массаж, как познакомиться, как понравиться мужчине, комплекс для красоты, красота полного тела, кулинария, любовь и отношения, мастер-класс по пошиву, модная одежда для полных, народная медицина, национальная кухня, одежда для полных, от чего полнеют, польза физических упражнений, популярные диеты, праздники, пряности, салаты и закуски, способы похудения, философия красоты